Над этим вопросом ломают голову искусствоведы, изучая историю и тенденции развития искусства. Покупатели картин, боясь промахнуться и вложить деньги не в ту картину. Сами художники тратят всю свою жизнь и энергию, ищаответ на этот вопрос, но никто, кроме времени не даст гарантии, станет ли картина произведением искусства или канет в веках забвения.
Труднее всего художнику. Именно на него возлагает общество бремя создания шедевра. Это же общество изо всех сил мешает выполнению великой миссии. Молодой художник с энтузиазмом и надеждой делает первые шаги на своем творческом пути. И в ту же минуту общество со своей коммерциализацией, со своими законами( товар-деньги-товар) начинает строить препятствия. Весь бизнес строится на спросе покупателя, далекого от тенденций развития искусства, а зачастую и от культуры в целом. С одной стороны, человек, покупая картину или заказывая портрет, мечтает приобщиться к этой самой культуре. С другой, не прикладывая ни малейшего усилия для своего саморазвития, тянет художника назад на свой уровень восприятия. Опираясь на свой вкус, сложившийся на произведениях прошлых веков, например, на культуре салонного портрета времен Рокотова или Левицкого или в лучшем случае эстетике импрессионизма. Заказчик "просит" у художника создать портрет или картину в этом стиле, тем самым отбрасывая его назад на несколько веков. Чтобы заработать на хлеб художник изо дня в день подстраивается под потребителя, выкраивая минуты на творчество, все еще в надежде создать шедевр. Вырваться за пределы времени и пространства! ‛алерейный бизнес, построенный на том же принципе, раскручивает молодого художника, чтобы в дальнейшем получить с его картин> огромные дивиденды. Также направляет художника в русло модных тенденций и стереотипов, заботясь о своих доходах, а не о развитии искусства.
Хороший художник всегда стремиться избавиться от влияний, вырваться на свободу. Выразить в своих картинах свою индивидуальность, свое ощущение современности. Совсем не обязательно это критика или отвращение к сегодняшнему миру. Обязательна лишь сила энергии с которой художник устремлен в будущее, стремление открыть новые образы, а в следствии этого новые средства выразительности, новые формы. Произведения могут быть, как грандиозными и монументальными, так и камерными и лирическими. Сила искусства не в размерах и пафосе, а в искренности и правдивости художника, в любви к жизни, даже в какой-то степени в одержимости искусством. Художник, чтобы заглянуть в будущее, обязан быть мудрецом и философом.
Непрерывно думающий философ, неистовый трудоголик и всегда влюбленный романтик-вот на мой взгляд приблизительный портрет художника, имеющего шанс шагнуть вперед. Человек чутко воспринимающий веяния современности, живущий в ней, но всем сердцем устремленный в будущее, смело ищущий средства выражения своих образов и моделей реальности, способен создать произведение искусства.
Как и все человечество, искусство ищет единственно правильный путь развития. Путь к гармонии чувств и разума, формы и идеи, человека и природы.
Искусство всегда движется вместе с обществом, слегка опережая его. Всегда будучи на шаг впереди общества, искусство может предупредить о возможных ошибках или показать путь к гармонии. Времена процветания искусства-это всегда время процветания государства. Только мудрому государству под силу построить свою политику лояльности и поддержки искусства так, чтобы страна получила шедевры сегодня, на благо культурного развития народа и процветания страны завтра.